Идол инков пережил испанское завоевание

Новый анализ предполагает, что идол Пачакамак, когда-то считавшийся уничтоженным, вероятно, старше и менее кровавый, чем считалось раньше. В 1533 году испанский конкистадор Эрнандо Писарро покинул Перу. Империя инков с готовностью уступила четырем братьям Писарро и их силам. По пути испанцы напали на местных жителей, заключили в тюрьму их лидеров, разграбили ценности инков и осквернили места поклонения. Писарро похвастался, что одним из его священных жертв был деревянный идол высотой 8 метров, запутанно украшенный человеческими фигурами и животными, когда-то размещавшийся в Раскрашенном храме около нынешней Лимы.

Идол Пачакамака

Инки почитали идола, который представлял одно из их самых важных божеств, как оракула. Но Писарро быстро связал артефакт с явным «дьявольским» поклонением и приказал своим последователям «разрушить хранилище, где находился идол, и разбить его перед всеми». Вскоре после этого западные записи об артефакте уменьшились, и так называемый Идол Пачакамака был предположительно уничтожен, как и планировал Писарро. Исследователи провели химический анализ образцов древесины идола Пачакамак, чтобы определить его происхождение. Теперь, новое исследование предполагает, что идол фактически пережил испанское завоевание - и был в руках археологов в течение прошлых 82 лет. В своем исследовании, группа исследователей представила доказательства, свидетельствующие о том, что перуанский артефакт, впервые обнаруженный в 1938 году, является оригинальным кумиром, а не поздней подделкой, как некоторые подозревали. Ученые во главе с Марселой Сепульведой, археологом из Университета Тарапака в Чили, решили окончательно урегулировать спор. Взяв небольшой образец дерева у идола, она и ее коллеги провели химический анализ. Затем они наткнулись на свое первое удивление: материал датировался примерно 800 г. н.э., во времена людей до инков-Вари и за 700 лет до прибытия Писарро. По словам Аристоса Георгиу из Newsweek, значительные усилия должны были быть направлены на сохранение и уход за идолом на протяжении веков, даже если он предположительно перешел в другие руки.

Открытие киновари

Исследователи обнаружили, что влияние Вари на творение идола также может объяснить его необычную окраску - сочетание красного, белого и желтого цветов. Более грубые оттенки были результатом киновари, пигмента на основе ртути, обнаруженного в других артефактах Вари. Художникам, вероятно, приходилось путешествовать, чтобы получить пигмент, подчеркивая, насколько ценным был этот идол для его создателей. Открытие киновари также помогает развеять еще один ложный слух: о том, что красные оттенки идола были следами крови. То, что цвет идола выжил так долго, является, пожалуй, еще одним свидетельством его сохранения. Несомненно, Вари считали, что задача стоит потраченных усилий. Идол, возможно, представлял создателя Земли - божество настолько важного, что даже император инков однажды посетил Окрашенный храм.