Таинственный Чавин де Уантар

Известно, что Чавин де Уантар находится на восточных склонах хребта Кордильера Бланка на высоте 3185 м над уровнем моря в провинции Уари, между зонами тропиче¬ских лесов и прибрежных равнин. Благодаря своему рас¬положению на пересечении множества основных дорог Чавин де Уантар, вполне вероятно, исполнял роль цен¬тра торговли, социальной и религиозной жизни регио¬на. Неудивительно, что это местечко не только воспринималось как идеальное для создания крупного культового центра местными аборигенами, но и отражало космологические взгляды его создателей. Важней¬шие изображения, установленные в сердце комплекса, какие как Ланзонский монолит, исполняли роль, экви¬валентную роли греческого омфалоса. Ланзон считался верховным божеством Чавина де Уантар. Этот монолит имел мистическое значение «axis mundi» (оси мира), связывал весь комплекс с Полярной звездой и обеспе¬чивал сообщение между небесными и подземными сферами. Горы и слияние двух крупных рек символи¬зируют здесь единство двух стихий, что, в свою оче¬редь, воспринималось древними как проявление могущества природы. Считается, что именно здесь находилось место силы, где ша¬маны черпали магическую энергию, необходимую для общения с богами.

Чавин де Уантар был обнаружен около ста лет назад. Фермер Тимотео Эспиноза работал в поле, и однажды его лопата наткнулась на загадочную породу. Извлечь ее из земли удалось только при посторонней помощи. На¬ходка представляла собой плоский камень длиной более 2 м с вырезанным на нем изображением таинственного суще¬ства с огромной головой и кошачьими зубами. Фермер забрал этот камень домой, и в течение нескольких лет жена использовала его в качестве стола. Однажды италь¬янский путешественник Эстелла Раймонди зашел в дом Эспинозы, где и обнаружил загадочный «стол». Гость внимательно изучил вырезанные изображения и оценил их значимость. В настоящее время этот камень находится в Национальном музее антропологии и археологии и но¬сит имя Раймонди. Случайная находка фермера оказалась одним из интереснейших образцов древней культуры Чавин.

Чавин де Уантар, религиозный центр наиболее разви¬той цивилизации преинкской эпохи на территории Перу, был построен в 327 г. до н. э. и включает в себя квинтэссен¬цию всех знаний создателей. Здесь представлены достиже¬ния в области скульптуры, архитектуры, ремесел — керамики, ткачества, — а также гидравлики и акустики. Загадочная пирамидальная форма сооружения породила множество те¬орий относительно истинного предназначения храма, кото¬рый местные жители называют «Замок». На версии о его культовом предназначении настаивал немецкий историк Эрнест Миддендорф, начавший изучение этого района бо¬лее ста лет назад. Основанием для такой гипотезы послу¬жило его утверждение, что форма усеченной пирамиды характерна для перуанских храмов доколумбовой эпохи. В своей книге «Обзоры и изучение страны и ее населения за 25 лет» Миддендорф говорит также о двух идолах, один из которых, по его мнению, использовался как предмет всеоб¬щего поклонения, а второй служил для отправления «тай¬ных ритуалов».